Многие слышали о бухгалтерском балансе – форме отчетности, которая регулярно готовится для целей сдачи в налоговую инспекцию в рамках сдачи годовой, или иной отчетности.
Когда мы готовим бюджет, например, годовой, то готовим и Бюджет доходов и расходов, который нужен, чтобы оценить нашу плановую рентабельность, и Бюджет движения денежных средств, чтобы понять величину и достаточность денежного потока периода. При этом ничто не мешаем подготовить еще и Баланс, по аналогии с формами отчетности, чтобы понять, что расчеты верны и сбалансированы.
Итак, подготовка Прогнозного баланса преследует две основных цели:
Само слово «баланс» говорит о том, что все, что мы делаем должно быть сбалансировано, или равно чему-либо.
Баланс, как форма бюджета состоит трех разделов:
Активы – это то, что принадлежит бизнесу: основные средства, сырье и материалы, финансовые вложения, нематериальные активы, денежные средства. Также активом является дебиторская задолженность. Иными словами, активы – это все то, что вы с разной скоростью и степенью вероятности можете превратить в деньги посредством простой продажи.
Если по-простому, то Обязательства – это то, за что Вы должны заплатить деньги: задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед персоналом, задолженность по налогам, задолженность перед кредитными учреждениями, задолженность перед учредителями.
Капитал – это то, с чего начинается бизнес и чем он «заканчивается» каждый период. То, что вкладывается в бизнес перед тем, как его начать – это уставный капитал, даже если бизнес формально не является юридическим лицом на общей системе налогообложения.
Если планируется дополнительно вкладывать в бизнес что-то, что не было создано самим бизнесом, а «пришло» из вне, то это добавочный капитал.
Финансовый результат, который планируется получить в Бюджете доходов и расходов, в итоге должен стать частью раздела «Капитал» Прогнозного баланса, но об это мы скажем чуть позже.
Главное правило балансирования, или балансовое уравнение выглядит следующим образом:
Это правило и есть главный индикатор корректности расчета бюджетной модели. Все что вложено в бизнес, т. е. Капитал, должно стать Активами за минусом тех Обязательств, которые возникли в ходе ведения бизнеса.
Сейчас нам необходимо отвлечься от составления Прогнозного баланса и немного поговорить о Бюджете доходов и расходов. Мы не спроста первым рассчитали этот бюджет и финансовый результат периода в нем. Все дело в том, что последним шагом формирования любого баланса является процесс, называемый Реформация баланса.
Суть этого процесса состоит в том, чтобы перенести в раздел «Капитал» финансовый результат периода.
Бизнес, ведущий свою деятельность на общей системе налогообложения, обязан делать это в официальной бухгалтерской отчетности. Однако для целей бюджетирования, при построении Прогнозного баланса, операцию Реформации также необходимо провести, иначе баланс просто не сойдется.
Небольшой условный пример призван понять, что такое Реформация баланса.
Допустим, что Вы купили оборудование за 120 000 рублей. Срок полезного использования составляет 12 месяцев. Ежемесячная амортизация составляет 10 000 рублей.
На конец второго месяца баланс будет выглядеть следующим образом:
Активы – 110 000 рублей (120 000 рублей – 10 000 рублей).
Капитал – 120 000 рублей, НО 120 000 рублей не равны 110 000 рублей, а значит баланс не сошелся.
Сумма начисленной амортизации – это сумма наших расходов, или финансового результата, который нам необходимо «вернуть» в баланс в Капитал. При этом в баланс «вернется» -10 000 рублей, так как мы понесли расходы, не получив доходов, а значит получили убыток.
Итак, после Реформации баланс будет выглядеть так:
Активы 110 000 рублей, Обязательства 0 рублей, Капитал: 120 000 рублей – вложения в бизнес, -10 000 рублей – финансовый результат.
Итого 110 000 рублей = 0 рублей + 110 000 рублей.
Баланс сошелся. Вот так «работает» Реформация баланса.
Теперь давайте на более развернутом примере разберем, как формируется Прогнозный баланс.
Допустим, что принято решение о начать новый бизнес по производству посуды.
Расчеты, сделанные перед запуском бизнеса таковы:
Оборудование, на которым будет производиться посуда стоит 500 000 рублей. Срок полезного использования оборудования составляет 60 месяцев. Сумма ежемесячной амортизации составляет 8 333,33 рубля.
Стоимость материалов, которые в течение первого (или каждого месяца) будут потрачены на производство посуды составляет 350 000 рублей.
Аренда помещения, где будет производиться посуда 50 000 рублей в месяц. Помещение сдается на условиях постоплаты.
Заработная плата сотрудников, которые будут работать на производстве составляет 200 000 рублей.
Ожидается, что в произведенная посуда, произведенная в первый месяц, будет продана наценкой 35%.
Для упрощения расчетов и примера предположим, что Вы ведете свой бизнес на упрощенной системе налогообложения (Доходы – Расходы) и не являетесь плательщиком Налога на добавленную стоимость.
Сейчас мы пошагово опишем процесс разворачивания бизнеса и на каждом шаге постараемся составить Прогнозный баланс, чтобы было понятно, как этот весьма полезный мастер-бюджет поможет контролировать правильность расчетов бюджетной модели.
Первым шагом рассчитаем величину инвестиций, которые понадобятся, чтобы запустить бизнес.
Для простоты примера за величину инвестиций предложим, что это сумма всех затрат 1 месяца:
500 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей + 350 000 рублей + 50 000 рублей + 200 000 рублей = 1 300 000 рублей.
Эти деньги Вы вкладываете в бизнес, и они будут уставным капиталом, величина которого будет запланирована в разделе Капитал Прогнозного баланса. При этом необходимо соблюсти балансовое уравнение Активы = Обязательства + Капитал. На этом шаге 1 300 000 рублей (вложенные деньги – это Активы) = 0 рублей Обязательств + 1 300 000 рублей Капитала. Баланс сошелся.
На втором шаге необходимо изменить Баланс после первой покупки – приобретения оборудования. Здесь может быть два варианта: приобретение оборудования по предоплате, или приобретение оборудования по пост-оплате.
В первом случае поставщику будут перечислены деньги в размере 500 000 рублей. При этом Прогнозный баланс будет выглядеть следующим образом:
Денежные средства - 800 000 рублей + Дебиторская задолженность поставщика оборудования - 500 000 рублей Активов = 0 рублей Обязательств + 1 300 000 рублей Капитала. Баланс сошелся.
Во втором случае поставщик поставил оборудование в долг. При этом варианте Прогнозный баланс будет выглядеть следующим образом:
Основные средства – 500 000 рублей + Денежные средства 1 300 000 рублей = 500 000 рублей Кредиторская задолженность + 1 300 000 рублей Капитал. Баланс сошелся.
Для целей дальнейших расчетов мы остановимся на первом варианте приобретения основного средства.
На третьем шаге необходимо запланировать покупку материалов на 1 месяц на сумму 350 000 рублей, а также запланировать задолженность за аренду помещения 50 000 рублей. После добавления этой покупки баланс будет выглядеть так:
Основные средства 500 000 рублей + Денежные средства 450 000 рублей + Материалы 350 000 рублей = 50 000 рублей Кредиторская задолженность + 1 300 000 рублей Капитал – 50 000 рублей финансового результата. Баланс сошелся.
Обратите внимание, что на этом шаге мы осуществили Реформацию баланса, перенеся 50 000 рублей затрат на аренду в раздел Капитал, как финансовый результат периода. Мы не получили никакой выручки, но понесли затраты, а значит получили убыток, который запланировали в разделе Капитал со знаком «-».
На четвертом шаге начинаем производство посуды. Сделаем допущение о том, что первый месяц был периодом организации и подготовки производства, и производство началось во второй месяц. Составим баланс на конец второго месяца. Для этого нам необходимо рассчитать себестоимость готовой продукции:
Сумма ежемесячной амортизации – 8 333,33 рубля.
Стоимость материалов – 350 000 рублей.
Сумма ежемесячной аренды – 50 000 рублей.
Заработная плата – 200 000 рублей.
Сумма социальных налогов – 60 000 рублей.
Итого 668 333,33 рубля.
Стоимость готовой продукции с учетом наценки в 35% составит 902 250 рублей.
Величина финансового результата составит 233 916,67 рублей (902 250 рублей – 668 333,33 рубля).
Сумма налога (Доходы – Расходы) составит 35 087,50 рублей (233 916,67 рублей * 0,15).
Сумма финансового результата месяца составит 198 289,17 рублей (233 916,67 рублей – 35 087,50 рублей).
Для упрощения расчета сделаем еще одно допущение, что вся произведенная продукция (посуда) была продана, и деньги за нее были перечислены покупателем.
Активы баланса составляют:
Основные средства – 491 666,67 рублей (500 000 рублей первоначальной стоимости – 8 333,33 рублей ежемесячной амортизации),
Денежные средства – 1 302 250 рублей (50 000 рублей входящего остатка + 902 250 рублей поступлений от продажи произведенной посуды),
Итого 1 793 916,67 рублей.
Обязательства баланса составляют:
Задолженность по заработной плате – 174 000 рублей (200 000 рублей – 26 000 рублей НДФЛ),
Задолженность по арендной плате 50 000 рублей,
Задолженность по налогу на доходы физических лиц – 26 000 рублей (200 000 рублей 0,13) Задолженность по социальным налогам – 60 000 рублей (200 000 рублей 0,3)
Задолженность по налогу УСН – 35 087,50 рублей.
Итого 345 087,50 рублей.
Капитал баланса составляет:
Итого 1 448 829,17 рублей.
Итого Капитал + Обязательства = 1 793 916,67 рублей = 1 793 916,67 рублей Активов. Баланс сошелся.
Как видим, возникший в прошлом месяце непокрытый убыток «покрыт» за счет финансового результата текущего месяца, уменьшив его, но, при этом избавив бизнес от накопленного убытка.
В соблюдении балансового уравнения заключается главная полезность Прогнозного баланса. Если уравнение нарушено, то необходимо проверить пошагово каждый бюджет, расчет каждого показателя – возможно, что где-то допущена ошибка, которую необходимо исправить.