Что такое кредиторская задолженность
Ведя свой бизнес, Вы взаимодействуете со своими контрагентами: поставщиками, подрядчиками, персоналом, государственными органами.
Контрагенты что-то продают, оказывают какие-либо услуги, а значит Вы должны заплатить им. Вы можете заплатить своему контрагенту сразу, и тогда вас не будет долга перед ними.
Однако, если условиями договора предусмотрена отсрочка платежа, то передача чего-либо, оказание услуги, выполнение работы означает, что возникает долг перед контрагентом. Такой долг называется кредиторской задолженностью.
Справедливости ради нужно сказать, что любая задолженность, которая возникает в связи ведением бизнеса – это кредиторская задолженность.
Авансы, получаемые от покупателей – это тоже кредиторская задолженность. Несмотря на то, что случае с получением аванса Вы являетесь продавцом, пока не будут погашены обязательства по договору, как минимум в размере полученных заранее денег, выданный покупателям аванс будет кредиторской задолженностью.
Как и дебиторская задолженность, кредиторская задолженность должна быть контролируема, а значит есть всякий смысл запланировать ее в отдельном бюджете и внимательно следить и анализировать исполнение этого бюджета.
Главной причиной такого пристального внимания к долгам контрагентам является необходимость погашения кредиторской задолженности – это выбытие денежных средств, а значит КЗ должна погашаться в тех суммах, которые предусмотрены бюджетом.
В противном случае может возникнуть ситуация нехватки денежных средств на какие-то другие цели, которые также были запланированы Бюджетом движения денежных средств.
Для бизнеса такая ситуация чревата тем, что Вам придется каким-либо образом добиваться отсрочки оплаты, либо кредитоваться на коротких сроках, а это не только дополнительные расходы в виде процентов за пользование кредитами, но и повышенный процент, так как обычно срочные короткие кредиты весьма дороги.
Допустим, что в определенном периоде, было запланировано поступление денежных средств от основной деятельности в размере 1 000 000 рублей. Есть три контрагента, выплаты которым равны 200 000 рублей каждому – итого 600 000 рублей. Также планируется приобретение нового оборудования на сумму 350 000 рублей. В результате формирования БДДС запланирован чистый денежный поток периода в размере 50 000 рублей.
Если по факту придется в данном периоде заплатить больше одному из поставщиков (например, по причине некорректного планирования суммы кредиторской задолженности), то у бизнеса будет лишь «запас» в виде 50 000 рублей чистого денежного потока.
Любая сумма свыше приведет к необходимости, либо уменьшать выплаты одному из двух оставшихся контрагентов, либо уменьшать инвестиционную программу, либо привлекать кредитные деньги. Ни первое, ни второе, ни третье не будет благотворно влиять на бизнес.
Способы планирования кредиторской задолженности
Для целей формирования бюджета кредиторской задолженности необходимо использовать информацию о планируемых закупках, которая содержится в договорах, заключённых с контрагентами.
При этом, на момент планирования может и не быть заключенного договора, но будет понимание и уверенность, что такой договор будет заключен, и сделка, или сделки с контрагентом будут осуществляться.
Также на момент формирования бюджета может быть непогашенная перед кредиторами задолженность, которую также необходимо предусмотреть в бюджете.
Итак, способы определения плановых сумм кредиторской задолженности в бюджете таковы:
- По заключенным договорам, когда точно известны суммы сделок и условия оплаты, которые будут применимы в плановом периоде;
- По планируемым к заключению договорам – при этом условия сделок могут быть известны, а могут быть лишь предполагаемы с определенной долей вероятности;
- Суммы кредиторской задолженности, возникшие в текущем, либо прошлом периоде, погашения которых мы ожидаем в плановом периоде.
Тоже самое касается сумм авансов, полученных, либо планируемых к получению от контрагентам-покупателей. Вы запланируете суммы авансов выданных:
- По заключенным договорам, когда точно известны суммы авансов, которые будут перечислены контрагентами в плановом периоде
- По планируемым к заключению договорам – при этом условия сделок могут быть известны, а могут быть лишь предполагаемы с определенной долей вероятности
- Суммы авансов, возникшие в текущем, либо прошлом периоде, погашения которых мы ожидаем в плановом периоде.
Какую аналитику необходимо предусмотреть в бюджете
Ряд аналитик, которые для других бюджетов могут и не применяться, для бюджета кредиторской задолженности будут обязательными.
Период
Это наша традиционная аналитика, которую мы используем во всех бюджетах, обязательно должна быть включена в бюджет. Вам, на этапе планирования, важно понимать, в каком периоде возникнет задолженность и в каком она будет погашена.
Контрагент
Ведя свой бизнес, вы приобретаете что-либо у конкретных поставщиков, либо подрядчиков. Если поставщик, либо подрядчик известен вам уже на этапе планирования, то будет правильным указать его в бюджете – так будет проще отслеживать факт исполнения сделки с ним. Если на этапе планирования покупатель вам не известен, или же их несколько и нет нужды отслеживать каждого в отдельности, то вы можете запланировать ДЗ по ним каким-то обобщенным признаком, например «Прочие кредиторы».
Статьи
Для целей планирования и контроля кредиторской задолженности для одного и того же контрагента, либо группы контрагентов необходимо предусмотреть две статьи:
Возникновение кредиторской задолженности (приобретение), Погашение кредиторской задолженности, Авансы выданные.
Возникновение кредиторской задолженности (приобретение) – это момент покупки чего-либо у ваших поставщиков, или подрядчиков. Это плановое событие первично должно быть отражено в Бюджете продаж, а далее отражено в бюджете КЗ, как сумма начисленной кредиторской задолженности.
Погашение кредиторской задолженности – это момент, когда Вы передаете денежные средства покупателю, либо исполнили свои обязательства перед покупателем и, таким образом, погашаете задолженность в виде полученного ранее аванса.
Также можете предусмотреть в бюджете какие-то дополнительные аналитики: направление деятельности, регион присутствия, продукт, или услугу, - словом все то, что позволит вам быть уверенными, что кредиторская задолженность под контролем, а решения, принимаемые на основании данных бюджета кредиторской задолженности, правильны и полезны для бизнеса.