Статьи
Бюджетирование

Бюджет маржи

Что такое маржа


Практически во всех статьях раздела мы говорим о финансовом результате, который формируется, как разница между выручкой, которую планируется признать, и затратами, которые планируется понести, чтобы получить эту выручку.


Зачастую при оценке эффективности бизнеса, а в нашем случае – планов ведения бизнеса, необходимо понять, насколько прибыльными, или маржинальными будут наши действия.


Маржа, или иначе говоря, наценка – это разница между ценой, за которую мы продаем что-то нашим покупателям и себестоимостью того, что мы продаем.


Для того, чтобы оценить эффективность планов с точки зрения финансового результата можно анализировать прибыль до, или после налогообложения, и разницу между доходами и расходами, если Вы ведете свою деятельность на упрощенной системе налогообложения.


Однако маржа – это, пожалуй, самый верный способ понять, насколько бизнес будет эффективен в плановом периоде.


Маржинальность можно оценивать и для бизнеса в целом, и по отдельным его направлениям, и для отдельным продуктов, работ, или услуг.


Главная задача бюджета маржи – дать представление собственникам бизнеса и руководству понимание финансового результата в необходимой аналитичности до формирования Бюджета доходов и расходов, который, как правило, строится по другим более агрегированным аналитикам.

Что такое маржинальность бизнеса/маржинальность продукта


В общем смысле маржинальность – это наш финансовый результат после вычета из цены всех затрат, включенных в себестоимость.


Если у вас одно направление деятельности и один продукт, чем бы оно/он ни были, которые Вы предлагаете своим покупателям, то свою маржинальность, сможете посмотреть и в Бюджете доходов и расходов, а значит возможно и не нужно формировать Бюджет маржи.


Однако, если ваш бизнес работает сразу по нескольким направлениям, и ряд продукции, которую Вы предлагаете своим покупателям достаточно широк, то формирование Бюджета маржи будет совсем не лишним.


Давайте, традиционно, разберем на примере. Выводы из этого примера будут применимы практически для любого бизнеса.


Предположим, что ваш бизнес – это сеть кафе. Разумеется, что кафе – это целый набор того, что Вы предлагаете посетителям. Меню не состоит из одной позиции.


Зачастую в жизни можно видеть примеры, когда внешне и в понимании собственников бизнес успешен, но вот финансовый результат совсем не радует. Да и денежный поток становится все скуднее и скуднее. И вот настает момент, когда бизнес перестает создавать добавленную стоимость.


С этого момента бизнес, в лучшем случае, работает в «ноль», а в худшем платит, чтобы вести свой бизнес, вкладывая в него больше, чем получает – то есть становится убыточным. Знакомая ситуация? Очень надеемся, что нет.

Ситуация, которую мы только что описали, как правило, происходит от того, что ни руководством, ни собственниками не оценивается маржинальность составных частей бизнеса, которые могут быть убыточны, тогда как бизнес, в целом, кажется рентабельным. Такая ситуация, становится «бомбой замедленного действия», которая, в итоге, может привести к банкротству бизнеса.


Рассмотрим два условных кафе.


Первое кафе дает плановую выручку 300 000 рублей при затратах 200 000 рублей с маржинальностью 33% ((300 000 – 200 000) / 300 000).


Второе кафе дает плановую выручку 250 000 рублей при затратах 270 000 рублей с маржинальностью –8% ((250 000 – 270 000) / 250 000).


В совокупности два кафе дают выручки 550 000 рублей при затратах 470 000 рублей с маржинальностью 15% ((550 000 рублей – 470 000 рублей) / 550 000 рублей).


Как видим, совокупная маржинальность осталась положительной, но одно из кафе нерентабельно и фактически бизнес работает не только чтобы заработать прибыль для своего развития, но и для поддержания нерентабельного актива.


Большой плюс планирования заключается в том, что ситуации подобные описанной выше можно «отловить» на этапе планирования, а значит у вас будет время для принятия необходимых решений, пересмотра планов и недопущения падения рентабельности вашего бизнеса.


Аналогичная ситуация и с продуктами, услугами, товарами, которые Вы продаете своим покупателям, или заказчикам. Один товар может быть высоко маржинальным, а второй менее маржинальным, или вовсе убыточным, в совокупности финансового результата двух продуктов Вы, как и в примере с кафе, получите положительную маржинальность. Однако один из продуктов будет тянуть вас «вниз», и если что-то произойдет со вторым продуктом, то Вы и вовсе получите убыток.


Чтобы всего этого не произошло, необходимо отследить на этапе планирования маржинальность в нужных аналитиках: продукт, актив, направление и т. д.


Какую аналитику необходимо предусмотреть в бюджете


Бюджет маржи является полностью автоматизированным и использующим данные, сформированные до этого в других бюджетах: данные бюджета доходов и данные формы расчета себестоимости единицы калькуляции.


Традиционно, предусмотрим в бюджете аналитику период, так как нам важно понимать финансовый результат каждого отдельного месяца.


В зависимости от особенностей бизнеса и потребности в аналитичности необходимо предусмотреть актив (кафе, производственная площадка), продукт, услугу. При этом Вы можете построить иерархию аналитик: актив включает продукт и маржинальность актива рассчитывается, как совокупность маржинальностей, входящих в него продуктов, товаров, работ, услуг.


Вместо послесловия


Надеемся, что эта статья была полезна и после прочтения Вы сможете самостоятельно составить бюджет маржи в требуемой и достаточной структуре и аналитичности. Мы прекрасно понимаем, что оперативное ведение бизнеса и управление им отнимает массу времени так, что на формирование экономики его может просто не остаться.


Тем не менее постарайтесь найти хотя бы один час, чтобы посчитать свой бюджет и, в особенности, бюджет маржи. Этот бюджет очень полезен. Даже если Вы не подготовите другие бюджеты и формы.

Made on
Tilda