Статьи
Бюджетирование

Бюджет инвестиционных вложений

Что такое инвестиционное планирование?


Любой бизнес в ходе своей деятельности использует основные средства. То есть то, чем ведется этот бизнес. Это могут быть и автомобили, и производственное оборудование, и офисная мебель. Словом, все то, что помогает в бизнес-деятельности и без чего она не будет возможна.

Когда Вы формируете бюджет на определенный период, например, на год, то уже учитываете использование имеющихся основных средств: это находит свое отражение и в бюджете амортизации, и в формах планирования производства. Однако планы в бизнесе могут быть таковыми, что в течение планового года возникнет потребность в приобретении новых основных средств.

Такая потребность означает, что необходимо запланировать отвлечение денежных средств, на приобретение новых основных средств, запланировать использование новых основных средств – увеличить объем того, что вы сможете произвести и продать покупателям, увеличить величину амортизационных расходов, в связи с планируемым появлением новых основных средств, увеличить объем денежных средств, которые будут получены в результате реализации вашим покупателям дополнительного объема продукции, товаров, работ, услуг.

Собственно инвестиционное планирование – это планирование появления у вас долгосрочных капитализируемых активов.

Основная причина, по которой инвестиционное планирование заводят в отдельный бюджет, - планирование выбытия денежных средств, которые будут потрачены на приобретение, или создание новых основных фондов.

При планировании необходимо точно понимать, хватит ли денежного потока, который создает бизнес, либо возникнет необходимость привлечения дополнительных денежных средств извне.

Способы планирования/прогнозирования величин инвестиционных затрат


Как мы уже сказали, причина, по которой Вы будете создавать бюджет инвестиционных затрат – необходимость приобретения новых основных средств. Сама необходимость, как правило, обусловлена пониманием возможного расширения бизнеса.

Как правило, весь процесс (при условии принятия решения о приобретении) из ряда шагов:

  • Выбор оборудования;
  • Определение его рыночной стоимости;
  • Уточнение процесса покупки, наладки, запуска оборудования.

Все указанные затраты могут быть включены в первоначальную стоимость приобретаемого основного средства, так как все эти затраты будут понесены для доведения основного средства до состояния, пригодного для использования. То есть до момента, когда оборудование сможет работать для вас, а значит приносить вам прибыль, пусть и используемую для его окупаемости.

Иными словами, в первоначальную стоимость необходимо включить все то, что необходимо потратить для полноценной работы приобретаемого основного средства.
Подобный подход абсолютно справедлив, так как все то, что вы потратите в итоге, будет включено через амортизацию в себестоимость единицы производимой продукции, либо продаваемых товаров, либо выполняемых работ, либо оказываемых услуг.

Процесс появления нового основного средства может быть коротким: «купили – приняли к учету – используем в работе + начисляем амортизацию», либо продолжительным.
Если процесс приобретения оборудования продолжителен и состоит из нескольких этапов, то правильнее всего разбить его на этапы с точки зрения выбытия денежных средств.

Например, для приобретения оборудования, стоимость которого составляет 900 000 рублей, поставщик требует оплатить аванс в размере 25% - 225 000 рублей.

Оставшиеся деньги будут выплачены поставщику после наладки оборудования и проведения ходовых испытаний. Также условиями договора поставки оборудования предусмотрено обучение сотрудников работе на нем. Стоимость обучения составит 150 000 рублей.

Монтаж оборудования будет осуществлен силами продавца. Стоимость монтажа составит 80 000 рублей.

Наладка оборудования будет произведена поставщиком. Стоимость наладки составит 100 000 рублей.

Базис поставки оборудования – склад поставщика, следовательно поставка будет осуществлена за счет покупателя. Величина логистических затрат 45 000 рублей.

График приобретения и подготовки оборудования в компанию выглядит так:

1 месяц – оплата аванса в размере 225 000 рублей.

2 месяц – поставка оборудования, монтаж оборудования, наладка оборудования. Оплаты будут также произведены в этом месяце: 45 000 рублей за транспортировку, 80 000 рублей за монтаж, 100 000 рублей за наладку.

3 месяц – обучение сотрудников работе на оборудовании. Оплата будет произведена в том же месяце. Также в этом месяце будет произведена оплата оставшейся части денег за оборудование – 675 000 рублей.

Итого в бюджете инвестиционных затрат будет отображено 1 250 000 рублей (900 000 рублей + 80 000 рублей + 100 000 рублей + 45 000 рублей). Эта сумма будет первоначальной стоимостью основного средства, амортизируемой с момента начала оборудования.

Стоимость обучения персонала – 150 000 рублей не может быть включена в первоначальную стоимость оборудования, так как она не связана с процессом доведения оборудования до состояния пригодного для использования.

В то же время для целей бюджетирования и формирования управленческой отчетности не обязательно признавать расходы на обучение в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Для того, чтобы не «ронять» финансовый результат первого месяца планового периода, в котором планируется начать работу оборудования, вы можете, например, отнести сумму затрат на каждый месяц первого года эксплуатации оборудования равными частями, либо используя любую другую подходящую базу распределения: объем производства, часы работы оборудования, или сотрудников и т. п.

После того, как будут рассчитаны все затраты, связанные с приобретением, поставкой и запуском оборудования, необходимо внести правки в функциональные бюджеты, которые были рассчитаны ранее.

Так как планируется приобретение нового оборудования, то необходимо дополнить бюджет амортизационных расходов на сумму амортизации нового основного средства.
Предположим, что оборудование из нашего примера должно амортизироваться 7 лет. Сумма ежемесячной амортизации составит 13 393 рубля (1 250 000 рублей / 84 месяца). Эта сумма должна быть добавлена в каждый плановый месяц, начиная с месяца, в котором планируется начало работы оборудования.

Работа на новом оборудовании требует проведения обучения сотрудников, а значит получения услуг проведения обучения. Это означает, что бюджет услуг также должен быть дополнен суммой затрат на проведение обучения.

Так как появление нового оборудования означает увеличение объема производства, а значит использование дополнительного объема сырья и материалов, это должно быть отображено в бюджете расходов на сырье и материалы.

Если вы планируете увеличение штата компании для работы новых сотрудников на новом оборудовании, то необходимо внести изменения в бюджет расходов на персонал.

Дополнительный объем производимой продукции означает увеличение продаж, что ведет к необходимости изменения бюджета доходов на суммы выручки, ожидаемой от реализации дополнительных объемов.

Кстати говоря, если вы планируете выполнять какие-либо работы по монтажу, наладке, ходовым испытаниям, строительству оборудования собственными силами, то возникает необходимость выделения в соответствующих бюджетах затрат на персонал, на материалы, амортизацию сумм, которые будут затрачены на указанные работы. Будет идеально, если указанные суммы будут аналитически выделены по соответствующим статьям. Например, «Заработная плата – пусконаладочные работы».

Эти расходы не являются текущими расходами периода, а должны быть капитализированы – то есть включены в первоначальную стоимость нового оборудования. Для этих целей в бюджетах должны быть предусмотрена аналитика: капитализируемые затраты/текущие расходы.

Затраты, связанные с появлением нового оборудования, должны быть запланированы по аналитике «Капитализируемые расходы».

Как отражать результаты Бюджета инвестиционных затрат в Бюджете доходов и расходов


После построения бюджета инвестиционных расходов, Бюджет доходов и расходов должен быть дополнен в части доходов, которые Вы планируете получать, эксплуатируя новое оборудование.

В части расходов, в БДР необходимо отобразить все расходы, которые возникнут для нормальной работы приобретенного оборудования: расходы на амортизацию, расходы на сырье и материалы, расходы на персонал и социальные налоги.

Если бюджетная модель построена корректно, то дополнение БДР пройдет «безболезненно» - фактически, необходимо добавить новые значения в соответствующие функциональные бюджеты, а БДР пересчитается автоматически.

Также, после внесения изменений в функциональные бюджеты доходов и расходов, должен быть пересчитан бюджета маржи, при условии его подготовки в рамках бюджетной модели бизнеса.

О том, как отражать результаты расчета бюджета инвестиционных вложений в других Мастер-бюджетах: Прогнозном балансе и Бюджете движения денежных средств, подготовленном обоими методами, подробно описано в других статьях раздела.


Какую аналитику необходимо предусмотреть в бюджете


Прежде всего, традиционно, мы предусматриваем аналитику «Период». Для горизонта планирования «Год» такой аналитикой будет «Месяц».

Еще одной важной аналитикой, которую следует предусмотреть в бюджете инвестиционных расходов является «Проект» - то есть то, что вы приобретаете, либо строите, и что в итоге станет новым основным средством.

Также возможно предусмотреть в бюджете инвестиционных вложений иные аналитики, которые помогут точнее понимать и анализировать планируемые инвестиционные вложения: регион присутствия бизнеса, вид деятельности, либо вид продукции, услуги, работы, подразделение и т. п.

Особенностью бюджета инвестиционных вложений является то, что этот бюджет строится одновременно и кассовым методом и методом начисления.

С точки зрения аналитик бюджета это означает, что в нем необходимо предусмотреть как статьи расходов, то есть начислений, так и статей выбытия денежных средств для того, чтобы сформировать Бюджет движения денежных средств в части Инвестиционной деятельности.

При этом статьи начисления расходов и статьи движения денежных средств должны быть идентичны за исключением двух статей: стоимость закупаемого оборудования и НДС, - эти статьи будут только в части выбытия денежных средств. Если контрагент является плательщиком НДС, то свои счета он будет выставлять с учетом этого налога.

Давайте разберем небольшой пример, чтобы понять как статьи, предусмотренные в бюджете инвестиционных затрат, одновременно являются и статьями расходов, и статьями выбытия денежных средств.

Допустим, вы платите за доставку оборудования до места, где оно будет установлено. Сумма расходов составляет 100 000 рублей. Вы планируете, что оборудование будет доставлено в первый месяц, но оплата услуг подрядчика будет осуществлена в третий месяц. Сумма 100 000 рублей, как расходы будет отображена в 1 месяц и по статье «Расходы». Та же сумма, как выбытие денежных средств, будет отображена в третий месяц и по статье «Выбытие денежных средств – оплата услуг транспортной компании».

Аналогично по всем остальным видам расходов, которые выключите в первоначальную стоимость приобретаемого оборудования, будут отображены и как расходы, и как выбытие денежных средств.
Made on
Tilda