Что такое доходы. Еще раз о Методе начисления
В предыдущих статьях мы говорили о том, что доходы бизнеса при подготовке бюджета лучше всего планировать и рассчитывать методом начисления.
Это означает, что доходы следует признавать не в момент получения денежных средств, а в момент получения бизнесом уверенности в том, что товар продан, услуга оказана, работа выполнена, даже если налоговый режим вашего бизнеса – упрощенная система налогообложения.
Еще раз повторим, даже если вы работаете на упрощенной системе налогообложения, обязательно планируйте доходы по методу начисления – так вы сможете понять свой финансовый результат в периоде, сопоставив доходы с расходами того же периода.
Что можно считать доходами
С точки зрения источника получения доходов бизнес можно разделить на три группы:
- Бизнес, получающий доходы от реализации товаров/готовой продукции;
- Бизнес, получающий доходы от оказания услуг;
- Бизнес, получающий доходы от выполнения работ.
Чтобы вы ни делали, чем бы вы не занимались, ваш бизнес всегда будет отнесен к одной из этих категорий, либо к двум из них, либо ко всем трем.
Реализацию товаров можно детализировать на:
- Реализацию товаров, купленных для перепродажи;
- Реализацию товаров – готовой продукции, произведенной самим бизнесом.
При этом для каждой из этих категорий рассчитывается своя экономика, но об этом мы поговорим в наших следующих статьях. И снова помним, что признаем плановые доходы по Методу начисления.
Как планировать доходы
Реализация товаров/готовой продукции
Для целей планирования доходов от реализации товаров, или готовой продукции, которую бизнес намерен произвести в плановом периоде, лучше всего определить категории того, что вы планируете продавать. Если линейка реализуемого достаточно широка, то начните от частного к общему.
Для начала постройте конечный список своих товаров, либо готовой продукции – до конечных позиций, которые вы будете продавать. Все! Список реализуемого готов.
Теперь классифицируйте товары по категориям. Например, бизнес связан с реализацией бытовой химии и товаров хозяйственного назначения. Классифицировать товары можно по назначению: стиральные порошки, мыло, средства для мытья посуды и так далее.
В результате Вы получили иерархически построенный список реализуемого, а за одно и структуру доходов. Как классифицировать товары, которые планируется продавать, решать Вам. Важно, чтобы структурирование ваших доходов давало понимание, эффективности бизнеса и было прозрачным для собственников и руководства.
Оказание услуг
Для целей планирования доходов от реализации услуг, по аналогии с товарами, необходимо категорировать услуги, действуя от частного к общему.
Например, Ваш бизнес – это салон красоты. В этом случае необходимо составить список услуг, которые вы оказываете клиентам и, далее классифицируйте услуги: на мужские и женские, на стрижки, услуги косметолога, услуги маникюра и педикюра и так далее.
Все! Структура доходов бизнеса, указывающего услуги повседневного спроса готова.
Выполнение работ
Для целей планирования доходов от выполнения работ, работы могут быть классифицированы по видам.
Допустим ваш бизнес заключается в строительстве загородных домов. В таком случае подготовка площадки, строительство дома, строительство забора, обустройство территории, строительство канализации, отделка дома, подключение коммуникаций, озеленение, – все это классификация доходов за выполнение работ.
Все это статьи доходов, которые необходимо отразить в бюджете доходов. При этом, если компания планирует одновременную работу на нескольких объектах, то не будет лишним добавить аналитику «Проект», или «Заказчик», чтобы понять, каковы величины доходов, которые планируется получить от каждого конкретного Заказчика, или Проекта.
Периодичность – аналитика бюджета
Еще одной важной аналитикой, в разрезе которой следует рассматривать экономические показатели доходов бизнеса, является Период.
Как правило, эта аналитика существует в 2 видах:
- Период, как общий временной интервал, на который формируется бюджет;
- Период, как детализация общего временного интервала.
Период, как общий временной интервал (он же горизонт планирования), – это плановый срок, на который планируется бюджет: Год, Квартал, Месяц.
Детализация – это разбивка общего периода на меньшие периоды для целей точного определения планового момента признания выручки и анализа финансового результата конкретного периода.
Детализация периода планирования зависит только от потребностей бизнеса в получении данных в определенных аналитиках. Если вы планируете год, то, в большинстве случаев, детализацией периода планирования будут кварталы, или месяцы. Если планируются доходы на квартал, то логичной будет помесячная детализация периода планирования, если на месяц, то подневная.
Бюджет доходов - форма, статьи, аналитики
Для того, чтобы формализовать и визуализировать планируемые величины доходов, необходимо построить Бюджет доходов.
Это один из функциональных бюджетов, являющийся источником данных для Бюджета доходов и расходов, а также для Бюджета движения денежных средств.
Бюджет доходов и расходов получает данные из бюджета доходов как есть: в тех же статьях и аналитиках. При этом детализация статей доходов в БДР может быть сокращена, если в ней нет необходимости.
В Бюджет движения денежных средств передаются данные о планируемых доходах, но с учетом ожидаемого времени их поступления. Например, вы планируете осуществить продажу в феврале, денежные средства ожидаются к поступлению в марте. В БДДС следует запланировать поступление от этой продажи именно в марте, так как в феврале планируется признание выручки.
Как правило, бюджет доходов не является получателем данных из каких-либо бюджетов, поэтому источники данных для него находятся вне бюджетной модели: договоры с клиентами, данные прошлых лет, информация об оставшихся объемах работ, выполняющихся сейчас и т. п.
Обычно, в крупных компаниях за подготовку данных и наполнение бюджета доходов отвечает подразделение, осуществляющее продажи, либо экономическая служба, получающая информацию от «продажников».
У небольшого бизнеса может и не быть такого подразделения. Тем не менее, бюджет доходов должен быть собран, так как в формализованном виде, он дает представление, о том, как бизнес планирует признавать выручку: в каких величинах, в каком объеме и в какие периоды.
Как правило, бюджет доходов представляет собой таблицу, в левой части которой указаны статьи доходов в необходимой детализации и с необходимой аналитичностью. В шапке таблицы указываются периоды, по которым планируется признание выручки – то есть детализация периода планирования. На пересечении аналитик «Статьи доходов» и периоды указываются плановые суммы доходов.
Все! Бюджет доходов готов.
В статье «Формат бюджета доходов» приводится необходимая и достаточная форма бюджета, указываются рекомендуемые аналитики и показатели бюджета.