Статьи
Бюджетирование

Планирование сырья и материалов

Что такое расходы на сырье и материалы


Сырье и материалы – это все то, что используется для ведения бизнеса, производства продукции, продажи продукции, и то, что не является основными средствами. Таким образом, отличие сырья и материалов от основных средств – невозможность повторного использования после завершения цикла вовлечения в работу без потери первоначальных свойств.


Сырье – это то, что используется для производства продукции. Например, вы выпекаете хлеб, значит используемое сырье – это мука, дрожжи, вода, яйца и т. д.


Главная особенность сырья заключается в том, что оно после вовлечения в производство меняет свои свойства и полностью переходит в «новый» вид – готовую продукцию.

Материалы в отличие от сырья не меняют свои свойства после вовлечения их в производство, но при этом зачастую их повторное использование невозможно, без предварительного восстановления и подготовки.


Например, ваш бизнес – это строительство загородных домов из бруса. Ваши материалы – это брус в его изначальном состоянии при покупке, гвозди, шифер, или черепица и т. д. При строительстве брус будет распилен до нужного размера, но при этом он не перестанет быть брусом – станет только меньше. Гвозди, которыми вы будете скреплять брус, тоже не перестанут быть гвоздями, но, чтобы их повторно использовать нужно разобрать дом. Хотя, возможно, после этого гвозди уже не будут такими же крепкими и надежными.


Таким образом, любые ваши материальные активы, не являющиеся основными средствами, или деньгами, и вовлекаемые в работу в ходе ведения бизнеса – сырье и материалы.


Как планировать расходы на сырье и материалы


Если у вас есть производство, то планирование сырья и материалов напрашивается само собой хотя бы потому, что это позволит вам спланировать расходы последних, а значит затраты, которые вы понесете в плановом периоде.


Кроме этого, планирование сырья и материалов позволит точно определять необходимые и достаточные объемы закупки, что позволит избежать перетаривания складов в одной стороны, и не допустить дефицита сырья и материалов с другой.


Для того, чтобы запланировать расходы на сырье и материалы, а значит сформировать часть производственной программы планового периода, существует несколько подходов.


Если вы производите товары широкого потребления, либо повседневного спроса, то у вас должны быть технологические карты производственного процесса. Эти документы включают информацию о нормах сырья и материалов, которые необходимо затратить на единицу произведенной продукции.


Умножение значения нормы сырья на объем запланированной к производству продукции, указанный в бюджете продаж, даст значение объема сырья и материалов, которые необходимо вовлечь в производство в плановом периоде.


Если вы оказываете услуги повседневного спроса и широкого потребления, то планирование необходимого объема сырья и материалов для ведения бизнеса будет осуществляться аналогично планированию производства.


Это связано с тем, что оказываемые услуги, как правило, являются распространенными, стандартными и не специфичными, а значит уже на этапе планирования Вам известен объем того, что необходимо потратить, чтобы оказать услугу.


Таким образом, умножив значение объема планируемых к оказанию услуг на значение нормы расхода материалов, вы получите объем сырья и материалов, которые необходимо будет потратить для достижения плановых показателей выручки.


Если ваш бизнес связан с выполнением работ в интересах заказчиков, например строительством домов, то объемы расхода материалов: строительных, отделочных, для подготовки коммуникаций и прочего, - указываются в проекте объекта.


Если ваш бизнес связан с торговлей, то и для него есть всякий смысл запланировать расход материалов, например, того, во что вы упаковываете товары для ваших покупателей. Если вы запланировали определенные объемы продаж, то не составит труда рассчитать требуемое количество упаковки нужного вида – продажа единицы товара означает расход единицы упаковки.


Также необходимо запланировать и сами объемы продаж. Здесь может быть очень много факторов: и сезонность, и праздничные пиковые продажи, выходные дни.


Если вы уже ведете свой бизнес какое-то время, то у вас есть статистика по продажам предыдущих периодов по каждому дню, каждой неделе, каждому месяцу и т. д. Это означает, что вы сможете запланировать необходимое количество товаров к реализации, а значит к закупке, что позволит всегда иметь необходимый ассортимент и не допустить дефицита товаров тогда, когда спрос особенно высок.


Всем тем, что было сказано выше, мы хотим подвести Вас к мысли о том, что бюджетная модель будет не полна и даже где-то не до конца обоснована, если у вас не будет количественного планирования бизнеса.


Фактически, количественное планирование, или производственная программа – это остов, или хребет, вокруг которого Вы построите всю бюджетную модель и от которого начнете все расчеты. При этом для целей определения оптимального финансового результата и чистого денежного потока Вы можете менять параметры производственной программы и рассматривать несколько вариантов планов работы.

Какую аналитику необходимо предусмотреть в форме планирования


Аналитичность формы планирования требуемых для работы сырья и материалов зависит только от ваших потребностей в глубине детализации информации и, конечно же, от особенностей вашего бизнеса.


Конечно, традиционно, форма должна содержать аналитику период, например, месяц, так как финансовый результат лучше всего рассматривать в разрезе месяца.


Если ваш бизнес – это производство, то необходимо предусмотреть аналитику продукции, которую планируете произвести, производственных подразделений, которые будут производить продукцию, конечно же сырья и материалов, которые вы планируете к использованию и объемы продукции и сырья/материалов на единицу продукции и итоговые значения.

Made on
Tilda